Адаптации произведений



Балеты по произведениям Лермонтова

Герой нашего времени (балет)
Композитор Илья Демуцкий
Автор либретто Кирилл Серебренников
Источник сюжета роман Герой нашего времени М. Ю. Лермонтова
Хореограф Юрий Посохов
Дирижёр-постановщик Антон Гришанин
Количество действий 3
Год создания 2015
Первая постановка 22 июля 2015
Место первой постановки Большой театр

Герой нашего времени — балет Ильи Демуцкого, в 3 действиях, 15 картинах с эпилогом на либретто Кирилла Серебренникова по одноимённому роману М. Ю. Лермонтова.

История создания

Для написания музыки хореограф Юрий Посохов изначально пригласил композитора Юрия Красавина, но его музыка не понравилась Кириллу Серебренникову — автору либретто и режиссёру-постановщику. После месяцев поисков Посохов и Серебренников выбрали молодого композитора Илью Демуцкого, работа которого над партитурой активно освещалась в прессе.

В основу либретто легли некоторые главы из романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» — «Тамань», «Княжна Мери» и «Бэла».

Премьера состоялась 22 июля 2015 года в Большом театре, одну из главных ролей исполнила прима-балерина, народная артистка России Светлана Захарова.

Действующие лица

  • Печорин
  • Бэла
  • Мери
  • Вера
  • Ундина
  • Грушницкий
  • Старуха/Янко
  • Казбич
  • Мамаша Мери
  • Два горца
  • Горцы
  • Слепой мальчик
  • Контрабандисты
  • Мамаши
  • Дама
  • Старшая медсестра
  • Медсестры
  • Господин
  • Доктор
  • Санитары
  • Барышни
  • Офицеры
  • Солдаты-инвалиды
  • Вокальное соло — тенор
  • Вокальное соло — сопрано
  • Вокальное соло — меццо-мопрано

Постановки

22 июля 2015 года — Большой театр. Режиссёр и художник — Кирилл Серебренников, Хореограф-постановщик Юрий Посохов. Печорин — Игорь Цвирко/Артём Овчаренко/Руслан Скворцов, Бэла — Ольга Смирнова, Ундина — Екатерина Шипулина, Мери — Светлана Захарова.

Награды

  • 2016 — «Золотая маска» — Конкурс спектаклей балета — Лучший спектакль балета.
  • 17 мая 2016 — хореограф балета Юрий Посохов получил за эту постановку приз «Бенуа танца».
Маскарад (Лапутин)
Композитор Лев Лапутин
Автор либретто Отар Дадишкилиани
Источник сюжета одноимённая драмаМихаила Лермонтова
Хореограф Отар Дадишкилиани
Дирижёр-постановщик Александр Копылов
Сценография А. И. Морозов
Последующие редакции Борис Фенстер
Количество действий 4
Год создания 1956
Первая постановка 23 марта 1956
Место первой постановки Новосибирский театр оперы и балета

«Маскарад» — балет Льва Лапутина в 4 актах, 7 картинах. Либретто Отара Дадишкилиани по мотивам одноимённой драмыМ. Ю. Лермонтова.

История создания

Балет «Маскарад» на музыку выпускника Московской консерватории, ученика Арама Хачатуряна Льва Лапутина, стал дипломной работой О. М. Дадишкилиани, в 1956 году окончившего балетмейстерское отделение ГИТИСа, и первым сценическим воплощение драмы Михаила Лермонтова в балете. Либретто хореограф написал сам:

«Авторам спектакля удалось сохранить ведущие сюжетные линии, характеристику эпохи и героев драмы. В либретто были введены сцены, которых нет в драме: народное гулянье, первая встреча Нины с Арбениным. Однако основой спектакля явилась интимная драма героев, а конфликт Арбенина с обществом свелся к случайности».

Следующей, и наиболее известной, постановкой балета стала версия Б. А. Фенстера, осуществлённая в 1960 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Осенью 1960 года, уже очень больной, Фенстер приступил к репетициям. Он решал спектакль привычными ему средствами «драмбалета», что было удобно и для главного балетмейстера театра К. М. Сергеева — ему предназначалась партия Арбенина, а активно танцевать в 50 лет было трудно. Но отзывы критики, уже «испорченной» первыми хореографическими опытами Юрия Григоровича и Игоря Бельского, были отрицательными:

«Среди новых балетов, естественно, есть и спектакли, созданные по старым канонам. К ним прежде всего относится последний балет Б. А. Фенстера "Маскарад" (музыка Л. Лапутина).

Поставленный по мотивам драмы М. Ю. Лермонтова, хореографический спектакль в постановке Б. А. Фенстера утратил социальное, философское и психологическое звучание, то есть все то, что сделало драму Лермонтова бессмертной. В центре внимания балетмейстера оказались не характеры, не внутренние побуждения поступков героев, не сложные человеческие отношения и философско-психологическое осмысление драмы, а внешняя сторона событий. Получился балет о подозрительном и ревнивом муже, жестоко расправившемся с невинной женой».

Балет «Маскарад» стал последней работой Бориса Александровича Фенстера. По воспоминаниям дирижёра театра Юрия Гамалея:

«министр культуры Фурцева приезжала на приемку спектакля и очень неодобрительно высказалась о балете. Фенстер решил на премьеру не ехать, но кто-то позвонил ему по телефону и сообщил, что Фурцевой в театре нет. Нехотя он собрался и поехал. Почти сразу, войдя в театр, он столкнулся с Фурцевой. Начался II акт. После него были общие поклоны, вытащили и Фенстера. Но едва он после поклонов ушел за кулисы, как тут же упал замертво. Мрачный спектакль ознаменовался мрачным событием».

Мрачно закончилась и сценическая жизнь этого балета. 3 февраля 1962 года за восемь тактов до окончания первого акта, Евгений Дубовской — дирижёр, ведущий спектакль, упал с дирижёрского пульта и скончался, не приходя в сознание; второй акт продолжил Юрий Гамалей. Больше этот балет не появлялся в афише Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова.

Действующие лица

  • Арбенин
  • Нина
  • Баронесса Штраль
  • Князь Звездич
  • Неизвестный
  • Хозяин дома
  • Хозяйка дома
  • Парень на народном гулянье
  • Четыре офицера
  • Гости
  • Девушки и парни
Маскарад (фильм-балет, 1985)
Постер фильма
Жанр фильм-балет драма экранизация
Режиссёр Феликс Слидовкер
В главных ролях Никита Долгушин Светлана Смирнова
Оператор Георгий Рерберг
Композитор Арам Хачатурян
Хореограф Наталья Рыженко
Виктор Смирнов-Голованов
Кинокомпания ТО «Экран» ЦТ,
Союзтелефильм
Длительность 64 мин.
Страна Flag of the Soviet Union.svg СССР
Язык русский
Год 1985

«Маскарад» — фильм-балет, поставленный кинорежиссёром Феликсом Слидовкером и режиссёрами-балетмейстерами Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым в 1985 году на творческом объединении «Экран» (СССР). Экранизация одноимённого балета на музыку Арама Хачатуряна.

Лауреат главного приза фестиваля телевизионных фильмов «Злата Прага».

История

Премьера балета «Маскарад», основанного на сюжете одноимённой драмы Михаила Лермонтова, состоялась 4 апреля 1982года в Одесском государственном театре оперы и балета. Для партитуры спектакля композитор Эдгар Оганесян использовал музыку своего учителя Арама Хачатуряна. Балет был поставлен в традициях советской хореодрамы, хореография построена на смешении классических балетных движений и современного (для СССР того времени) танца.

В 1985 году на основе спектакля был снят фильм-балет, удостоенный главного приза на Международном конкурсе телевизионных фильмов «Злата Прага».

В ролях

  • Никита Долгушин — Арбенин
  • Светлана Смирнова — Нина
  • Сергей Баранов — князь Звездич
  • Наталья Барышева — баронесса Штраль
  • Александр Коренёк — Шприх
  • Рафаэль Авникян — Неизвестный
  • В эпизодах — артисты Одесского театра оперы и балета

Музыканты

  • Хор и оркестр Ереванского театра оперы и балета им. А. Спендиарова
  • Дирижёр А. Тер-Восканян

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Феликс Слидовкер
  • Балетмейстеры-постановщики: Наталья Рыженко, Виктор Смирнов-Голованов
  • Либретто: Лидия Вильвовская, Михаил Долгополов, Наталья Рыженко, Виктор Смирнов-Голованов
  • Музыкальная композиция и редакция: Эдгар Оганесян
  • Оператор: Георгий Рерберг
  • Художник: Илья Глазунов
  • Художник по костюмам: Нина Виноградова-Бенуа
Маскарад (Хачатурян)
Композитор Арам Хачатурян
Источник сюжета одноимённая драмаМихаила Лермонтова
Хореограф Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов
Оркестровка Эдгар Оганесян
Количество действий 3
Первая постановка 1982
Место первой постановки Одесский театр оперы и балета

«Маскарад» — балет в 3 актах 15 картинах, с прологом и эпилогом на музыку Арама Хачатуряна: оркестровой сюиты 1943 года (музыка к спектаклю «Маскарад» в Театре им. Е. Вахтангова, 1941) и музыки к пьесе «Лермонтов» Б. Лавренева (МХАТ, 1954). Музыкальная композиция и редакция Эдгара Оганесяна. Либретто Лидии Вильвовской, Михаила Долгополова, Натальи Рыженко и Виктора Смирнова-Голованова по мотивам одноимённой драмы Михаила Лермонтова.

История создания

Композитор Арам Хачатурян никогда не сочинял балет «Маскарад». В 1941 году он написал музыку к ставшему знаменитым одноимённому спектаклю Театра им. Е. Вахтангова, а через два года переработал её в оркестровую сюиту, получившую заслуженное признание. В 1970-е годы хореографы Лидия Вильвовская и Михаил Долгополов начали писать либретто по драме Михаила Лермонтова, отталкиваясь от этой музыки, к тому времени считавшейся лучшим музыкальным воплощением героев Лермонтова. Предполагалось, что Хачатурян будет использовать в партитуре балета и свою, сходную по тематике музыку к пьесе Бориса Лавренева «Лермонтов», поставленную в 1954 году во МХАТе. Но проекту не суждено было осуществиться.

Лишь двадцать лет спустя, в 1982 году, уже после смерти композитора, его ученик Эдгар Оганесян создал партитуру балета «Маскарад» на основе музыки Арама Хачатуряна, включив в неё фрагменты и других произведений композитора: Вторая симфония, Соната-монолог для виолончели соло, «Бассо остинато» из сюиты для двух фортепьяно.

Действующие лица

  • Евгений Арбенин
  • Нина, его жена
  • Баронесса Штраль
  • Князь Звездич
  • Адам Шприх
  • Неизвестный
  • Хозяин дома
  • Хозяйка дома
  • Игроки
  • Офицеры
  • Маски
  • Карты
  • Слуга
  • Придворные
  • Безумцы в сумасшедшем доме
Тамара (балет)
Thamar
Фото
Тамара Карсавина и Адольф Больм в балете «Тамара», обложка журнала «Комеди иллюстре» № 17, 1 июля 1912 года.
Композитор М. А. Балакирев (1882)
Автор либретто Л. С. Бакст
Источник сюжета «Тамара» М. Ю. Лермонтова (1841)
Хореограф М. М. Фокин
Сценография Л. С. Бакст
Последующие редакции А. А. Горский (1918)
Количество действий 1
Первая постановка 20 мая 1912
Место первой постановки театр «Шатле», Париж

«Тамара» (фр. Thamar) — одноактная «хореографическая драма» Михаила Фокина по либретто и в оформлении Льва Бакстана музыку симфонической поэмы Милия Балакирева «Тамара» (1882) по одноимённой балладе Михаила Лермонтова (1841). Балет был создан для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Премьера состоялась 20 мая 1912 года в Париже на сцене театра «Шатле», главные партии исполнили Тамара Карсавина и Адольф Больм.

Симфоническая поэма

Первоначальный замысел поэмы возник у М. А. Балакирева под впечатлением его поездок на Кавказ в 1862 и 1863 годах. Основой стало стихотворение Лермонтова «Тамара» («В глубокой теснине Дарьяла…»), написанное им под впечатлением услышанной на Кавказе старинной грузинской легенды.

По воспоминаниям Н. А. Римского-Корсакова осенью 1866 года М. А. Балакирев «все чаще и чаще наигрывал темы для оркестровой фантазии „Тамара“». Тяжёлый кризис, поразивший композитора в начале 1870-х годов прервал работу — только в 1876 году Балакирев по настоянию сестры Глинки Л. Шестаковой вновь принялся за сочинение. Поэма была завершена в 1882 году и впервые прозвучала 7 (19) марта 1882 года в Санкт-Петербурге под управлением автора. Затем дважды исполнялась в Париже, в «Концертах Ламуре». В 1884 году была напечатана П. И. Юргенсоном.

В прологе симфонической поэмы звучит тема величественного кавказского пейзажа: мрачные звучания низких струнных на фоне непрерывного рокота литавр — в теснине Дарьяльского ущелья грозно рокочет Терек. Затем появляется любовный призыв царицы-обольстительницы Тамары — английский рожок, повторяемый гобоем, который приводит Путника в таинственный замок. Основная часть поэмы — Allegro moderato ma agitato — начинается страстным звучанием альтов; затем звучит музыка, построенная на ритмах восточных тюркско-иранских мелодий, которая переходит в сцену оргии, где звучат темы кавказских плясок. Полная страсти картина завершается эпилогом — Andante — с музыкой, аналогичной вступлению.

История создания

Дягилев познакомился с Балакиревым, как и с несколькими другими представителями «Могучей кучки», в 1893 году. В 1907 году он включил партитуру поэмы в репертуар организованной им серии «Русских исторических концертов» в Париже, прошедшей в театре Гранд-Опера и привлёкшей внимание французского музыкального сообщества. Большинство произведений русской симфонической и оперной музыки, представленных в этих пяти концертах, впоследствии были перенесены Дягилевым на балетную сцену.

Постановка «Тамары» решалась в ориентальном ключе: экзотическая партитура Балакирева в соединении с эротичным либретто Бакста, его ярким оформлением и хореографией Фокина должны были повторить триумф «Шехеразады».

Оформление

Лев Бакст. Эскиз декорации к балету «Тамара», 1912.

Художник очень серьёзно отнесся к своей работе и даже совершил путешествие на Кавказ. Цветовая гамма оформления варьировалась от розового до тёмно-красного и глубокого пурпурного. Кирпичная восьмигранная башня грозно поднималась к колосникам, создавая атмосферу загадки и тревоги. Отсвет заходящего солнца, попадающий на тёмно-синий пол, устланный зелёным ковром, устремлялся к высоким окнам, через которые были видны далёкие, покрытые снегом горы — такое дополнительное использование пейзажа за непосредственной площадкой действия было типичным приёмом Бакста.

Хореография

Вместе с «Тамарой» для сезона 1912 года Фокин создал ещё два балета: «Голубой бог» (премьера состоялась 13 мая) и широкомасштабную постановку «Дафнис и Хлоя», которой он отдавал все свои силы — премьера состоялась 8 июня, в самом конце сезона, после окончания которого Фокин расстался с Дягилевым, вернувшись к нему ненадолго лишь в сезоне 1914 года, когда импресарио разорвал свои отношения с Нижинским.

Балет изобиловал характерными танцами, поэтому роль Путника была отдана ведущему характерному танцовщику труппы Адольфу Больму. Тамара Карсавина, будучи классической танцовщицей, исполняла свою партию в туфлях на каблучках, а не на пуантах. Ей удалось создать страстную, драматически насыщенную роль.


Оперы по произведениям Лермонтова

Демон (опера)
Композитор Антон Григорьевич Рубинштейн
Либреттист Павел Александрович Висковатов
Язык либретто русский
Источник сюжета одноимённая поэма М. Ю. Лермонтова
Действий 3
Год создания 1872
Первая постановка 13 (25) января 1875
Место первой постановки Мариинский театр

Демон — опера Антона Рубинштейна в трёх действиях, семи картинах, на либретто Павла Висковатова, по одноимённойпоэме М. Ю. Лермонтова. Премьера состоялась в Петербурге, 13 (25) января 1875 года, в Мариинском театре.

История оперы

К написанию оперы Рубинштейн приступил в конце 1871 года. Автором либретто стал известный биограф и исследователь творчества Лермонтова П. А. Висковатов. Увлеченный поэмой Рубинштейн спешил с её написанием. Через три месяца она была закончена и представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге. Позже последовал трехлетний период ожидания постановки, и лишь в январе 1875 года опера впервые увидела сцену.

Действующие лица

  • Демон — бас-баритон
  • Тамара — сопрано
  • Князь Гудал — бас
  • Князь Синодал — тенор
  • Няня — контральто
  • Ангел — меццо-сопрано
  • Гонец — тенор
  • Старый слуга — бас
  • Хоры злых и добрых духов, грузин и грузинок, гостей, татар, слуг, монахинь

Место действия оперы: Грузия.

Демон (фильм-опера)
Жанр фильм-опера
Режиссёр Виталий Головин
В главных ролях Георг Отс, Сергей Лемешев
Длительность 63 мин.
Страна Flag of the Soviet Union.svg СССР
Язык Русский
Год 1960

«Демон» — телевизионная экранизация одноимённой оперы Антона Рубинштейна. Драма по мотивам произведения М. Ю. Лермонтова «Демон». Фильм снят в Центральной студии телевидения СССР на Шаболовке в 1960 году.

Сюжет

Трагическая история любви Демона — изгнанника рая, к смертной девушке. Устав сеять зло и разрушения на земле, устав от ненависти ко всему сущему, Демон встречает юную княжну Тамару. Полюбив её Злой дух отрекается от всего нечистого. Он готов раскаяться, примириться с небом, веровать добру. Он клянется ей в вечной любви… но эта любовь была обречена. Тамара, поддавшись искусителю, погибает после первого его поцелуя.

В ролях

  • Георг Отс — Демон
  • Сергей Лемешев — князь Синодал
  • Елена Шумилова — Тамара

Интересные факты

На момент съёмок Сергею Лемешеву, исполнившему роль молодого князя Синодала, было 58 лет.

Несмотря на большую известность и популярность оперы Рубинштейна, этот фильм стал первой и единственной, на сегодняшний день её экранизацией в отечественном кино и телевидении.

Оба главных исполнителя в фильме: Сергей Лемешев и Георг Отс, к моменту съёмок, были предельно заняты в театре и в концертных выступлениях. Особенно трудно приходилось Отсу: ведь съёмки проходили в Москве, а он был солистом театра «Эстония» в Таллине. Для съёмок в его распоряжении был всего один день. Нужно было сыграть весь спектакль, где сложный грим Демона требовал работы на несколько часов, и успеть вернуться в свой театр. Ко всему прочему в это время в Москве неожиданно был обнаружен случай заболевания оспой, поэтому въезд в город оказался ограничен, а выезд невозможен без справки о прививке. А в этот день у Отса была важная премьера в Таллине. Его выручил врач, приехавший в студию. После съёмки певцу была сделана прививка и выдана необходимая справка. Георг смог вылететь в Таллин вовремя.


Утёс (симфоническая поэма)

Утёс, оp.7 — симфоническая фантазия Сергея Рахманинова, написанная летом 1893 года. Произведение посвящено Н. А. Римскому-Корсакову.

Источники вдохновения

В качестве эпиграфа к фантазии послужили начальные строки стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана…

В дарственной надписи, сделанной на подаренном Чехову печатном экземпляре фантазии, значится: «Автору рассказа „На пути“, содержание которого с тем же эпиграфом служило программой этому музыкальному сочинению».

История

Произведение было написано летом 1893 года в харьковском имении Я. Н. Лысикова, где Рахманинов проводил лето, ставшее весьма плодотворным для молодого композитора: в то же лето были написаны сюита для двух фортепиано op.5 и концерт для хора «В молитвах неусыпающую Богородицу». В октябре того же года «Утёс» был показан П. И. Чайковскому. Произведение ему настолько понравилось, что он предложил включить «Утёс» в программу предстоящего европейского тура. Этим планам было не суждено сбыться, 25 октября 1893 года Чайковский скоропостижно скончался.

Премьера фантазии состоялась 20 марта 1894 года в симфоническом собрании Русского музыкального общества под управлением В. И. Сафонова.