Великие о Лермонтове
1) Но если смерть Пушкина была великим несчастьем для России, то смерть Лермонтова была уже настоящей катастрофой, и от этого удара, не могло не дрогнуть творческое лоно не только Российской, но и других культур»
Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры.
Не всякому человеку, заявляющему, что он одинок, можно верить. Часто это попросту поза. А М.Ю.Лермонтов имел на это право...»
Д.Л. Андреев (1906 — 1959)
2) Сожительство в Лермонтове бессмертного и смертного человека составляло всю горечь его существования, обусловило весь драматизм, всю привлекательность, глубину и едкость его поэзии.
... чем дальше мы отдаляемся от Лермонтова, тем больше проходит перед нами поколений, к которым равно применяется его горькая «Дума», чем больше лет звучит с равною силою страшное «И скучно и грустно» на земле — тем более вырастает в наших глазах скорбная и любящая фигура поэта, взирающая на нас глубокими очами полубога из своей загадочной вечности...
С.А. Андреевский (1847 — 1918)
3) Удивительное чувство охватывает вас при въезде в Тарханы. Входишь в часовню. Спускаешься в склеп к гробу Лермонтова и с горечью понимаешь: убит. Входишь в усадьбу – жив! Жив в своей гениальной поэзии, жив в нашей памяти, в своем бесконечном бессмертии.
Никогда, ни в одной из литератур мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рек другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал на поединке с теми же силами. Смерть Пушкина и рождение Лермонтова-трибуна а неразделимы.
Каждый раз, как произносишь имя Лермонтова, думаешь, что это один из самых гениальных людей, какие когда-либо рождались на земле.
И.Л. Андроников (1908 — 1990)
4) Как все истинные поэты, Лермонтов любил жизнь по–своему... без экстаза и без надрыва, серьезно и целомудренно. Он не допытывался от жизни ее тайн и не донимал ее вопросами. Лермонтов не преклонялся перед нею, и, отказавшись судить жизнь, он не принял на себя и столь излюбленного русской душой самоотречения. М.Ю. Лермонтов любил жизнь такою, как она шла к нему: сам он к ней не шел. Он был фаталистом перед бестолковостью жизни, и с одинаковым высокомерием отвечал как на ее соблазны, так и на ее вызов... И чувство свободы, и сама гордая мысль учили его, что надо быть равнодушным там, где он не может быть сильным.
Не было русского поэта, с которым покончили бы проще... Не было и другого поэта, для которого достоинство и независимость личности были бы не только этической, но и эстетической потребностью, неотделимым от него символом его духовного бытия.
И.Ф. Анненский (1855 — 1909)
5) Всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно... Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы.
Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».
Он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков — театр, ему было подвластно...
А.А. Ахматова (1889 — 1966)
6) Исходил везде и, несмотря на постоянную нервную раздражительность и недовольство всем от того происходящее, я был очень доволен местоположением Пятигорска. Я в этом роде еще ничего прежде не видывал. Дышу Лермонтовым... Перечитывая еще раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всякого русского сильнее на меня действует... Кроме того, мы совпадаем во многом, я люблю такую же природу, как и Лермонтов, она на меня тоже сильно действует.
М.А. Балакирев (1837 —1910)
7) Лермонтов удивительно современен и для XIX века, и для нашего XX века. Отсюда его влияние на русскую и на все другие наши литературы…
С.А. Баруздин (1926 — 1991)
8) Боже мой! Какой роскошный талант! Право в нем таится что-то великое.
На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов.
Каков его «Терек»? Дьявольский талант!
Черт знает — страшно сказать, а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт, и что Пушкин умер не без наследника.
Талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус.
Юный могучий талант Лермонтова нашел не только ревностных почитателей, но и ожесточенных врагов, что бывает уделом только истинного дарования.
Лермонтов — поэт беспощадной мысли истины.
Дьявольский талант!.. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!
Какая образность! — так все и видишь перед собою, а, увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина так и блестит всею яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе, отдельно взятом!
Мы узнаем в нем поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова.
Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеоритом, оставить после себя длинную струю света и благоухания и исчезнуть во всей красе своей... какие поэтические тайны унес он с собой в могилу? Кто разгадает их?..
...Львиная натура! Страшный и могучий дух!
Нет нужды говорить и доказывать, что Лермонтов был великий поэт <...>Блеск поэтического ореола загорелся над головою молодого поэта тотчас же со времени появления первых опытов...
Немного Лермонтов успел произвести, но это немногое, тотчас же дало ему... место подле Пушкина. <...>Теперь уже спорят не о том, может ли имя Лермонтова упоминаться вместе с именем Пушкина, но о том: кто выше — Пушкин, или Лермонтов...
Мне странно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей, семена глубокой веры и достоинство того и другого.
Он действовал на литературном поприще не более каких-нибудь четырех лет, а между тем в это короткое время успел обратить на свой талант удивительные взоры России...
Каждое его слово — он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей. Я с ним робок, меня давят такие целостные натуры, полные натуры, я перед ними благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества...
Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет — с небом гордая вражда — все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который, по содержанию, шагнул бы дальше Пушкина...
Лермонтов немного написал — бесконечно меньше того, сколько позволял ему его скромный талант... но уже кипучая натура его стала устаиваться, в душе пробуждалась жажда труда и деятельности, а орлиный взор спокойнее стал вглядываться вглубь жизни...
В.Г. Белинский (1811 — 1848)
9) Такие люди, как Лермонтов, называемые светскими писателями-демонистами и о которых в Писании сказано, что они беззаконные, такие люди подвержены беспричинной тоске и ужасу...”
А. Белый (1880 — 1934)
10) Лермонтов — писатель, которому не посчастливилось ни в количестве монографий, ни в истинной любви потомства: исследователи немножко дичатся Лермонтова, он многим не по зубам; для “большой публики” Лермонтов долгое время был только крутящим усы армейским слагателем страстных романсов...
А.А. Блок (1880 — 1921)
11) Характер Лермонтова был самого крепкого закала, и чем грознее падали на него удары судьбы, тем более становился он твердым. Он не мог противостоять преследовавшей его судьбе, но в то же время не хотел ей покориться.
Он был слишком слаб, чтобы одолеть ее, но слишком горд, чтобы позволить одолеть себя. ... Отдаваясь кому-нибудь, он отдавался от всего сердца ... Он мог быть кроток и нежен, как ребенок, и вообще в его характере преобладало задумчивое, часто грустное настроение...
... хотя Лермонтов субъективный поэт, он умел в то же время быть и объективным…
...имеет то общее с великими писателями всех времен, что творения его верно отражают его время со всеми его хорошими и дрянными особенностями.
Ф. Боденштедт (1819 — 1892)
12) Это замечательный стихотворец, очень и очень не последний, может быть первый из нынешних «стихотворцев». Стих славный, стальной: он и гнется, и упруг, и звучит, блестит отражением мысли. Но отличное достоинство этого стиха, которым он едва ли не превосходит все русские стихи: в нем столько слов сколько нужно их для полного и ясного выражения мысли. Стихотворец, кажется, и не думает о рифме, не разжижает для полного счета стоп своего стиха вставными ненужными словами. Ежели современный стих должен в чтении сохранять всю естественность прозы, … то стих Лермонтова очень близок к совершенству.
С.О. Бурачок (1800 — 1877)
13) Настроение жизни, против которого сильно негодует Лермонтов, действительно заслуживает негодования людей здравомыслящих…
А.Д. Галахов (1807— 1892)
14) Высшие человеческие качества отстаивал поэт и в жизни и в своем творчестве. В этом гигантское воздействие поэзии Лермонтова на современников и последующие поколения вплоть до нашего времени. Это привлекает, приковывает к нему наше внимание, как к человеку и творцу! В поэзии — первый М.Ю. Лермонтов, в прозе — Н.В.Гоголь. Великий А.С. Пушкин и в поэзии и в прозе где-то рядом. Рядом, но не впереди…
Он всегда говорил правду. Верил в бога. Мучительно искал пути к свободе и покою для каждого человека. Он ненавидел серость, пошлость, раболепие, трусость, подлость, предательство. Он любил отчизну. Был по-настоящему красивым человеком, гордым, умным, независимым. Он был любящим сыном, заботливым и преданным внуком. Он был профессиональным военным, талантливым командиром, отважным офицером. Он был гениальным писателем, художником, творцом нового, философом и провидцем, умеющим смотреть ретроспективно и видящим далеко вперед. Он предсказал то время, до которого мы еще не дожили. Поэтому многое в его творениях остается до сих пор не понятным, или понятным не верно. Он умственно и морально возвышался над всеми, как самая высокая и крутая скала. Он был сирота и был одинок. Тяжести и величия его бытия не могли понять только абсолютно бездушные, черствые, эгоистичные люди. Завистливые и жестокие его ненавидели. Они его подло убили. Убили руками тупого наемника. Они его погубили. Погубили и оклеветали…
Лермонтов был демоном, а вернее ангелом поэзии. Он был фаталистом, но испытывал не себя, а других: их человеческие качества. Мало кто выдержал это испытание. Его жизнь оказалась короткой. Их жизнь — жестокой, как выстрел. Этот вывод уже сделали мы, его потомки…
Н.Н. ГЕ (1831 — 1894)
15) Лермонтов обладает тем особенным чувством правды, которое возбуждало в нем «страшную ненависть ко всему деланному, лживому и не естественному»
О.П. Герасимов (1863 — 1920)
16) Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе... Это не отвлеченная мысль... Раздумье Лермонтова — его поэзия, его мучение, его сила… К несчастью быть слишком проницательным у него присоединялось и другое — он смело высказывался о многом без всякой пощады и прикрас. Существа слабые, задетые этим, никогда не прощают подобной искренности.
(Лермонтов) один из пророков русского народа...
Лермонтов всецело принадлежит к нашему поколению... Принужденные к молчанию, сдерживая слезы, мы выучились сосредоточиваться, скрывать свои мысли — и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, — то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, как находил его Пушкин. Он влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения. Мужественная печальная мысль всегда лежит на его челе... Это не отвлеченная мысль, стремящаяся украсить себя цветами поэзии; нет, раздумья Лермонтова — его поэзия, его мученье, его сила.
Из Пушкина целиком выработался Лермонтов, та же сжатость, точность и простота…
Слова: «глаза его не смеялись, когда он смеялся» (о Печорине) — действительно применялись к нему (Лермонтову)… Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба…
А.И. Герцен (1812 — 1870)
17) Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой. Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла. По врожденной сильной наклонности к национальному, по сильной любви к родине своей, по нерасположению своему к европеизму и глубокому религиозному чувству… Лермонтов был снабжен всеми данными для того, чтобы сделаться великим художником…
Н.В. Гоголь (1821 — 1852)
18) Лермонтов фигура колоссальная весь, как старший сын в отца, вылился в Пушкина. Он ступал, так сказать, в его следы… Лермонтов ушел дальше временем, вступил в новый период развития мысли, нового движения европейской и русской жизни и опередил Пушкина глубиной мысли, смелостью и новизной идей и полета.
А.И. Гончаров (1812 — 1891)
19) Мать-Россия,
сколь много в веках твоих зла,
сколько в душах холодных — гнетущего пыла!
...Небывалого
миру птенца родила,
а когда он до неба поднялся, — убила...
Г. Горбовский (1931 — 1996), академик Академии Российской словесности)
20) …занимает видное место в истории нашего душевного брожения как истинный поэт скорби своего поколения.
А.А. Григорьев 1822— 1864)
21) В наш век людского озлобления и глобальной бездуховности Лермонтов с его вдохновенным порывом к чистоте и мужеству, с его исповедальной болью и доверчивостью поднимает в нас то лучшее, что дает возможность душе держаться «на плаву» в море мещанства, жестокости и пошлости. Он — как парус, который уносит нас в прозрачные воды милосердия, доброты, любви и печали. Мы очищаемся его великим словом. И культура народа невозможна без творчества Лермонтова, как не возможно физическое здоровье без чистого воздуха, чистой воды и солнца»
А.Д. Дементьев (1928)
22) Поэзия Лермонтова особенно по душе мне. Мне не только нравятся его стихотворения, но я сочувствую ему, я разделяю его убеждения…
Н.А. Добролюбов (1836 — 1861)
23) Какое дарование!.. 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи — словно нежная чудесная музыка… А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца!..
Ф.М. Достоевский(1821 — 1881)
24) Лермонтов умел быть смелым в то время, когда прямая и смелая речь вела к великим бедам, — он заявил свою преданность русской музе в ту пору, когда эта муза могла лишь подвергать своих поклонников гонению и осуждению света.
Он зрел с каждым новым произведением, он что-то чудное носил под своим сердцем, как мать носит ребенка.
А.В. Дружинин (1824 — 1864)
25) Лермонтов — современник русской культуры на все времена…
М.А. Дудин (1916 — 1993), поэт, переводчик, общественный деятель
26) …только один Лермонтов смог научиться поэзии у Пушкина и является единственным его наследником.
С.А. Есенин (1895 — 1925)
27) …в ночь на 3 октября 1814 года родился гений стихотворного слога и будущий создатель русского литературно-разговорного языка — М.Ю. Лермонтов!
В.А. Жуковский (1783 — 1852)
28) Лермонтов — это блестящая звезда на нашем литературном горизонте.
С.Н. Карамзина (1802 — 1865), дочь писателя Н.М. Карамзина
29) Лермонтов — поэт не миросозерцания, а настроения, певец личной грусти, а не мировой скорби.
Поэзия Лермонтова всегда останется любопытным психологическим явлением и никогда не утратит своих художественных красот.
Лермонтов — поэт по преимуществу лирический; его творчество воспроизводило почти исключительно жизнь сердца и касалось трудноуловимых ее мотивов. Господствующее место среди мотивов этой жизни занимает личное счастье.
Поэзия Лермонтова, освобождаясь от разочарования, навеянного жизнью светского общества, на последней ступени своего развития близко подошла к этому национально-религиозному настроению, и его грусть начала приобретать оттенок поэтической резиньяции, становилась художественным выражением того стиха молитвы, который служит формулой русского религиозного настроения: да будет воля Твоя. Никакой христианский народ своим бытом, всею своею историей не прочувствовал этого стиха так глубоко, как русский, и ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться этим народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов.
...поэзия Лермонтова — только настроение без притязания осветить мир каким-либо философским или поэтическим светом, расшириться в цельное миросозерцание.
В.О. Ключевский (1841 — 1911)
30) Лермонтов увлекает меня с детства необычайной красотой своей жизни, силой страстей, ясностью и смелостью мысли, глубиной чувств… Работая над образом поэта, я стремился передать не проходящую боль и скорбь современного человека. Я хотел в его облике передать сущность его поэзии, мою личную боль за безвременную гибель поэта. Он видится мне на фоне кавказского пейзажа. Он сроднился с Кавказом. На Кавказе и погиб.
Ф.Д. Константинов (1910 — 1997), художник, график
31) Лермонтов был поклонником свободы и врагом притеснения, …он выразил могущественный протест против всего низменного в жизни и относился с презрением к отрицательным свойствам людей своего поколения. Лермонтов, по его мнению, не был пессимистом, «он сохранил веру в человека». Он был прежде всего гуманитарным поэтом.
П.А. Кропоткин (1842 — 1921), революционер, географ, геоморфолог, историк, литератор
32) Поэзия Лермонтова возвышает человека. Когда читаешь его и думаешь о нем, всегда поражаешься мощи его, поражаешься той титанической энергии, которая проявляется в каждой его строке. Лермонтов раскрывает все потенциальные возможности человеческого духа, возвышает человека, показывая, каким он может быть. И очень жестко говорит, какой он есть. Нет в мире поэта, более глубоко прочувствовавшего и пострадавшего за человеческую душу, чем Лермонтов. Он стал любимым поэтом всех нас не только по мощи духа своей поэзии, но по мужеству своему, личному и человеческому, по благородству своего характера и по тому, что сделал в своей жизни, чтобы доказать правду своих строк.
Д.Н. Кугультинов (1922 — 2006), калмыцкий советский поэт
33) Знаете ли вы, что гранильщики драгоценных камней держат перед собой изумруд? Когда глаза устают, то дают им отдыхать на изумруде. Таким изумрудом для меня всегда были две вещи: «Капитанская дочка» Пушкина и «Казаки» Толстого. Хорош для этого и «Герой нашего времени».
А.И. Куприн (1870 — 1937)
34) Лермонтов — эхо декабрьских настроений.
Ослепительным метеором промелькнул гений Лермонтова на сумрачном небе 30-х годов. Наша молодежь должна знать подлинного Лермонтова и должна читать его, ибо он ее родной старший брат, он всю жизнь был молод, но молодость его кипела страстью, протестом и тоской.
А.В. Луначарский (1875 — 1933), писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед
35) Лермонтов первый в русской литературе поднял религиозный вопрос о зле.
Пушкин — дневное, а Лермонтов — ночное светило русской поэзии.
…у Пушкина — созерцательность, а у Лермонтова — действенность.
…Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Толстой — все смирялись, один Лермонтов не смирился.
Д.С. Мережковский (1866 — 1941)
36) Пресс времени, под тяжестью которого сердца людей раскалялись добела, заставил поэта создать в кротчайший срок и оставить нам колоссальное наследие, что потом переплавилось в могучее и гордое понятие — Лермонтов.
Н. Мордвинов (1901 — 1966), народный артист СССР, режиссер
37) Иллюзия смыкается с действительностью и Лермонтов живет среди нас… Каждый из нас не только мысленно, но и физически рад был бы подставить свою грудь, чтобы защитить его от проклятой смертной пули…
Лермонтов — то явление в поэзии, которое принято называть чудом... Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца...
С.С. Наровчатов (1919 — 1981), поэт
38) …Лучше Лермонтова нет у нас поэта на Руси. Впрочем, я, может быть, думаю и говорю так оттого, что сам сочувствую ему всей душой, что сам переживаю то, что он пережил и великими стихами передал в своих творениях.
С.Я. Надсон (1862 — 1887), поэт
39) Лермонтов …говорит с Богом, как равный с равным, так никто не умел говорить. Именно это и тянет к нему: человек узнает в нем свою божественность.
П.П. Перцов (1868 — 1947), писатель, поэт, искусствовед, критик, журналист, мемуарист
40) Он знал тайну выхода из природы — в Бога, из «стихий» — к небу; т.е. этот «27-летний» юноша имел ключ той «гармонии», о которой вечно и смутно говорил Достоевский…
…в созданиях Лермонтова есть какая-то прототипичность: он воссоздал какие-то вечные типы отношений, универсальные образы; печать случайного и минутного в высшей степени исключена из его поэзии.
…нельзя отнять у Лермонтова «звездное и царственное», т.е. религиозное, … «нельзя у него оспорить подлинно стихийное».
В.В. Розанов (1856 — 1919)
41) Полный ума, самого блестящего, богатый, независимый, он был душою общества молодых людей высшего круга; он был первым в беседах, в удовольствиях, в кутежах, словом, во всем том, что составляет жизнь...
Лермонтов импровизировал для своих товарищей целые поэмы, на предметы самые обыденные из их казарменной или лагерной жизни. Эти стихи, которые я не читала, так как они написаны не для женщин, как говорят, отличаются жаром и блестящей пылкостью автора.
Е.П. Ростопчина (1812 — 1858), поэтесса, переводчица, драматург, прозаик
42) …Главным материалом для биографии Лермонтова и теперь остаются исключительно его произведения.
М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 — 1889)
43) Это в высшей степени артистическая натура, неуловимая и не поддающаяся никакому внешнему влиянию благодаря своей неутомимой наблюдательности... Прежде чем вы подошли к нему, он все уже понял: ничто не ускользает от него...
Ю.Ф. Самарин (1819 — 1876)
44) Я люблю Лермонтова, особенно его прозу и стихи последних лет… Главным уроком для меня — и как для поэта, и как для прозаика — был и остается «Валерик».
К. Симонов (1915 — 1979)
45) Лермонтов обладал большой личной духовной нравственной свободой внутри николаевской несвободы. Его оппозиция самодержавию: его образ мыслей и чувств, идущий вразрез с насаждаемой сверху романовыми и бенкендорфами, нормой… Помимо других бесспорных литературных и нравственных достоинств, лермонтовская черта — восприимчивость к многим культурам и народам, к людям, независимо от национальной принадлежности. Эта черта особенно нам дорога! От иностранцев я слышал не раз, что Лермонтов им дороже всех русских поэтов. Все-таки Пушкин, говорили они, мог написать «Клеветникам России», а Лермонтов не сослужил самодержавию ни на пятнышко.
А.И. Солженицын (1918 — 2008)
46) Лермонтов, несомненно, был гений, т.е. человек, уже от рождения близкий к сверхчеловеку, получивший задатки для великого дела, способный, а, следовательно, обязанный его исполнить. Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы вызвать поэта лишь на идеализацию его.
Лермонтов не был занят ни мировыми, историческими судьбами своего отечества, ни судьбою своих ближних, а единственно только своей собственной судьбой.
В.С. Соловьёв (1853 — 1900)
47) Считаю творения Лермонтова величайшими в русской литературе. Они являются богатством нашего народа.
Е.А. Таратута (1912 — 2005), сов. писательница, критик, литературовед
48) Зачем мне (в стихах) нужно все многословие Ницше и Гамнуса… За сто лет до них с недосягаемой для них краткостью, художественностью и силой мысли — все это сказал на чистейшем русском языке наш бедный юный Миша Лермонтов! Как вы можете этого не знать? Стыдитесь! Читайте!!!
А. Тарковский (1932 — 1986)
50) Лермонтов прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы…
Здесь все — не больше, не меньше того, что нужно и как можно сказать. Это глубоко и человечно. Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. Из этой прозы — и Тургенев, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов» (о «Герое нашего времени»).
А.Н. Толстой (1882 — 1945)
51) Какие силы были у этого человека… Каждое его слово было словом человека власть имеющего… Вот в ком было это вечное, сильное искание истины.
Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский.
Вот в ком было это вечное, сильное искание истины! Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий. У него нет шуточек... шуточки не трудно писать, но каждое слово его было словом человека, власть имеющего.
Л.Н. Толстой (1828 — 1910)
52) Давно окончились отношения между людьми и Лермонтовым-человеком. Но отношения между ними и Лермонтовым-поэтом никогда не прерывались.
Поэзия Лермонтова — поэзия страдающей совести. Его спор с небом — попытка переложить ответственность с себя, соблазненного миром, на Того, кто этот соблазнительный мир создал, кто «изобрел» его мучения.
В.Ф. Ходасевич (1886 — 1939)
53) … Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтов. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать… Не могу понять,… как мог он будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь («Тамань»)… и умереть можно!
А.П. Чехов (1860 — 1904)
54) Лермонтов — классик в самом высоком смысле этого понятия. А современная поэзия, даже самая новаторская, наивысшим своим достижением обязана классике. Не будь Лермонтова, самые крупные поэты и прошлого и нашего века были бы беднее словесно, их творческие решения были бы менее смелыми. Ведь, помимо всего прочего, Пушкин и Лермонтов учат поэтов душевной и духовной отваге…
В.С. Шефнер (1914 — 2002)